ВВЕДЕНИЕ. Редакционная коллегия

Редакционная коллегия


Н.В.ЯВОРСКАЯ, A.M. КАНТОР, В.М. ПОЛЕВОЙ, П. ФЕЙСТ,

Х. МРУЗЕК, Х. МОДЕ


ИСКУССТВО XX ВЕКА

1901-1945


В. М. ПОЛЕВОЙ



МОСКВА ИСКУССТВО 1991


ББК 85.1 П49


ОДЕРЖАНИЕ



Редакций


4901000000-113 025(0Т)^Г~~5

ISBN 5-210-00034-6


Словарь художников XX века и библиография составлены Е. Е. Андреевой и Т. А. Гатовой

© Искусство, Москва,1991


6 Введение

13 ИСКУССТВО
1901-1917/1918 ГОДОВ

14 Художественная география мира
на рубеже двух столетий

25 Традиции XIX века в искусстве стран Европы и США начала XX века

35 Судьбы «стиля модерн» в искусстве XX века

43 «Стиль модерн» в архитектуре XX века

55 Национальная романтика, нео­классика и «новая архитектура» в 1910-е годы

61 Национальная романтика и неоклассика в изобразительном искусстве

76 «Живописный реализм» начала XX века

89 Социальный реализм

98 Фовисты и группа «Мост»

107 Примитивы и примитивисты

1 11 Пикассо и кубизм

117 Модернизм и антимодернизм ВВЕДЕНИЕ. Редакционная коллегия 1910-х годов

135 ИСКУССТВО 1917/1918-1945
ГОДОВ

136 Проблемы межвоенных десяти­
летий

140 Архитектура 20-30-х годов

145 Градостроительство и «социальная архитектура»


153Типология и стили архитектуры

170 Старое и новое в искусстве межво­енных десятилетий

176 Международные движения рево­люционного искусства

186 Возрождение реализма 190 Новый традиционализм

192 Иррациональные течения. Сюрре­ализм

197 Рационалистское течение

202 Идеальное и реальное в искусстве Франции

214 Неоклассика в искусстве Италии и других стран Европы

219 Предметная реальность и

экспрессия в немецком искусстве

225 Художественные движения в

других странах Западной Европы, Северной Америки и Австралии

233 Современные и национальные течения в искусстве стран Вос­точной и Южной Европы

242 Новая эпоха в истории искусства стран Азии и Африки

249 Идейно-художественный пере­ворот в Датинской Америке

257 Идеи и формы монументального искусства

264 Искусство тиражной графики

271 Заключение

276 Словарь художников XX века

297 Библиография


ВВЕДЕНИЕ

Искусство XX века знает пока только один, начальный рубеж своей ВВЕДЕНИЕ. Редакционная коллегия истории. И хотя до конца века остается еще время, многие его художественные процессы не завершены и даже смысл некото­рых из них не определился доста­точно ясно в самой жизни ис­кусства. Словом, искусство XX века не существует еще как историко-ху-дожественное явление, исчерпав­шее свое развитие и полностью рас­крывшее себя в законченном виде. Нет, стало быть, еще и его итоговой истории. Искусствознание, осмыс­ливающее явления и исследующее процессы развития искусства XX века, углубляющееся в их зако­номерности и выявляющее узловые моменты этих процессов, не в со­стоянии судить о них в целом по их конечным ВВЕДЕНИЕ. Редакционная коллегия результатам. Историк ис­кусства прошлых эпох вправе рас­смотреть исследуемый им материал в свете проистекающих из него вы­водов и последствий и даже предва­рить ими основное изложение. Ни­чего подобного история искусства XX века не допускает. Ей противо­показаны попытки дать окончатель­ные суждения о неоконченных про­цессах. Речь идет прежде всего о неосновательности неких всеобщих определений XX века как эпохи, из­менившей чуть ли не всю природу




искусства и учредившей навечно свой новый стиль. Обычно такие то­тальные суждения выводятся из ка­кой-либо одной из линий художест­венного процесса, из эфемерных частных явлений, которые объявля­ются началом новой ВВЕДЕНИЕ. Редакционная коллегия эры. Примеров подобных опытов, равно как и по­срамления их реальной историей искусства XX века, можно было бы привести немало. Свою роль здесь играет и то, что исследователь ис­кусства XX века сам погружен в его течение и наблюдает его, так ска­зать, изнутри. При такой точке зре­ния легко могут возникать своего рода оптические ошибки. Никто не обладает гарантией от них, а сами они в свою очередь составляют часть истории самоосознания худо­жественной культуры XX века. Из его постоянно развивающегося опыта проистекает и предлагаемая читателю работа; она опирается на добытые этим опытом представле­ния, что требует ВВЕДЕНИЕ. Редакционная коллегия специальной ого­ворки, поскольку систематические ссылки на источники не предусмо­трены жанром книги. Обстоятельства, в которых нахо­дится история искусства XX века, предостерегают от соблазна сфор­мулировать или кодифицировать во введении ее общие свойства. Спра­ведливее будет ограничиться неко­торыми историко-художествен-ными предпосылками, на основе которых предстоит далее рассма­тривать само искусство. Исходная предпосылка может быть представлена как постулат: искус­ство XX века - искусство перелом­ное, а не просто старый или просто


новый период его истории. Непро­стительно наивным было бы видеть в нем либо только прямое и после­довательное угасание прошлого, либо только линейное восходящее движение, все стилеобразующие начала которого ВВЕДЕНИЕ. Редакционная коллегия уже сложились во всей несомненности, и остается лишь ждать созревания плодов или же - в наиболее сложных слу­чаях - превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя. Это искусство кризисное в изна­чальном, словарном смысле, слова, выражающем наивысшую напря­женность перелома. В его жизнеде­ятельности проявляются законо­мерности и умирания старого и развития нового. Это старое и новое (о том, что они означают, еще не­однократно придется вести речь ниже) не располагаются в элемен­тарной последовательности, а дейс­твуют во взаимном пересечении, охватывающем глобальное про­странство и обширное историче­ское время. В силу этих причин в , искусстве XX века ВВЕДЕНИЕ. Редакционная коллегия с чрезвычайной и во многом определяющей силой распоряжаются законы, присущие именно и исключительно перелом­ному времени. Они проявляются не только в том, что и как отражает искусство, например, в характерном для таких периодов аллегоризме-как типе художественного мышле­ния, выражающего новые идеи в старых формах, или в признании невозможности воплотить эти идеи в изобразительной форме; в разви­тии охранительских тенденций и новаторства, сопряженного с отри­цанием прошлого, и т.п. Никак не в



documentaisfppp.html
documentaisfwzx.html
documentaisgekf.html
documentaisglun.html
documentaisgtev.html
Документ ВВЕДЕНИЕ. Редакционная коллегия